До этого едиствео аучой считалась только лиейая перспектива ╛ такой вид изображеия простраства а плоскости при котором более удалеый предмет при отображеии а плоскость имеет меьшие размеры чем такой же в реальости, о более близкий. Параллельые лиии в этой системе сходяться в точке а горизоте. Теория лиейой перспективы была разработаа еще в эпоху Возрождеия, осовывалась а простых закоах оптики и превосходо подтверждалась практикой. Отображеие простраства а плоскость сачала простой камерой обскурой с простым отверстием (стеопом), а затем и с лизой полостью подчиео закоам лиейой перспективы.
Построеие изображеий в этих системах хорошо известо из школього курса физики и приводиться а рис. 1 и 2. для тех кому леь смотреть в учебик.
Построеие изображеия в стеопе
Построеие
изображеия в собирательой лизе
Так как глаз
человека таже камера обскура с простейшим одолизовым
обьективом - хрусталиком, то
зачит лиейая перспектива едиствео правильая и а этом можо было
успокоиться и долгие века учить художиков только лиейой перспективе
.
Успокоились почти а половиу тысячелетия, до полетов в космос и стыковок а орбите ...
Б.В.
Раушебах исходил из того что изображеие а сетчатке далеко е коечый
результат. Глаз только датчик . Настоящее изображеие создается мозгом
путем преобразоваия даых получеых от двух глаз. Раушебах составил
дифферециальые уравеия мозга и пришел к весьма итересому результату
.
А имео
:
Любая перспектива ауча, так как имеет строгое математическое описаие,
то есть математически равоцеа.
Вот и все
. Можо успокоиться сова. Только ода беда есть. Получается,
что Обрата Перспектива как
комплексые числа существует только в математике и воображеии и ее ельз
зафиксировать обьективо без преобразоваие мозгом.
Одажды шла
передача по телевизору из студии и я заметил, что голова человека сидящего
во втором ряду есколько больше, чем голова человека из первого ряда. Это
е была просто Большая голова. Камера перемещалась и каждая голова второго
ряда была есколько больше чем голова человека из первого ряда. Что это
? Галюциация вызваая авязчивой идеей . Нет ! Длительые аблюдеи
показали ╛ такой эффект редко, о повторяется. Зачит Обратая Перспектива
е только результат работы мозга и е математическая абстракция. Оа есть
в реальости, возикает иогда в екоторых моделях телевизиоой оптики.
Осталось
айти ее математическое описаие и использовать а практике. Найти? Как
? И тут вторая ╗случайость╝ - случайо ашел плоскую коллективую лизу
для телевизора. Это такой прямоугольый кусок пластмассы с аесеыми
а его коцетрическими бороздками специальой формы. Свет проходит через
его как через обычую лизу. Отличие ╛ большой диаметр при малой массе.
Примеялась при просмотре передач а старых телевизорах зрительо увеличива
изображеие.
Экспериметиру
с коллективой лизой и пытаясь использовать ее при фотосьемке обаружил
возиковеие эффекта Обратой Перспективе. Зачит ее можо реализовать
в простой двухлизовой схеме. Дальше все просто ╛ см. рисуок
N3 .
Получеие обратой перспективы
Описаие построеи е привожу так как оо предельо просто и любой школьик может его выполить самостоятельо. Почему е сделали этого раьше ╛ потому же, что закоы лиейой перспективы разработали только в эпоху Возрождеия хотя казалось бы ои пояты и ребеку. А впрочем езаю и а всякий случай сообщаю , что даое построеие было выполео мой в 1989 году и в том же году мой получеа фотографи перспектива а которой Обрата ( см. Foto 1 ). Параллельые лиии киги и размеры одиаковых коробочек от фотоплеки подтверждают все вышесказаое.
Из приведеой а рисуке N3 схемы следует, что для получеия Обратой Перспективы еобходимо выполеие следующих условий.
A1O1 <
( O1O * F1 ) / ( O1O - F1 ) и
OO1 - F1
< Fo ,
где
A1O1 - расстояие от обьекта до коллективой лизы
O1O - расстояие от коллективой лизы до обьекта
F1 - фокусое расстояие коллективой
Fo - фокусое расстояие обьекты
Дл получеи Обратой
Перспективы а стаартой аппаратуре вводиться дополительое ограичеие
A1O1 < F1 .
Формулы дл расчета астройки обьектива шкальых и дальомерых аппаратов могу выслать по email.
Так же просто реализуется и параллельая перспектива (аксоометрия) ╛ такая перспектива при которой параллельые лиии остаются параллельыми и два одиаковых предмета изображаются одиаково езависимо от удалеия от аблюдателя. Построеие а рис. 4 .
Получеие параллельой перспективы
Вот и все. Обратая Перспектива, а также Аксоометрия е только ауча, о и реальа. И средевековые художики были правы . При изображеии ои е просто смотрели а обьекты, а как бы рассматривали его через огромую лизу, изучали его, представляя зрителю результат исследоваия. . Вот почему их картиы обладают такой глубиой, близостью и откровеием одовремео. В их присутствует дух творца смотрящего а свой мир и зритель при этом смотрит его глазами а какой то миг стаовясь сам творцом. Этот мир уикале о ограиче ╛ ограиче Бескоечостью ! Обратая перспектива е может изобразить Бескоечость . Параллельые лиии в этой системе расходяться. Удаляясь от предмета мы уже е можем охватить его целиком , только часть, затем только структуру его поверхости, затем только частичку той материи из которой эта поверхость сделаа и т.д. Оставим эту тему для искусствоведов и философов ( см П.А.Флореский У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ).
Главое, что лиза эта должа была быть больше чем рассматриваемые обьекты и ее фокусое расстояие должо было быть больше чем до граицы отображаемого простраства. Только лизы такой большой у их е было и еобходимое преобразоваие выполялось мозгом ( в соответствии с теорией персективы Раушебаха ) и очеь похоже а преобразоваие изображеий в совремеых цифровых камерах, где изображеие создаваемое обьективом сачала оцифровывается затем преобразуетс с добавлеием спецэффектов ( цифровое зуммироваие, цифровая стабилизация, соляризация и т.д.) и только затем записывается а оситель или печатается.
5.1 Глава
трудость, как уже говорилось, размеры коллективой лизы и ее фокусое
расстояие. Обычая плоская лиза обладает малой массой, о дает евсегда
достаточую четкость, а также радиальые блики от светящихся и блестящих
преметов . Стекляая лиза таких размеров обладает большой массой и дает
большие искажеия. С развитием голографии возможо попытаться использовать
вместо астоящих лиз их голографические изображеия.
5.2 Фокусое расстояие коллективой лизы должо быть больше расстояия до граицы отображаемого простраства, о и расстояие от коллективой лизы до обьектива должо быть больше чем ее фокусое расстояие.
5.3 Попадаие света между коллективой лизой и обьективом приводит к резкому сижеию котрастости.
5.4 В стадартой фотоаппаратуре расстояие от обьектива до фотоплеки е меьше фокусого расстояия обьектива. В результате для ОП можо использовать только езачительый отрезок. На рис. 3 о изображе закрашеой областью.
5.5 Дл достижеи резкости разоудалеых предметов еобходимо очеь сильо диафрагмировать обьектив.
(C) Copyright Игорь Иващеко , Одесса 1989 - 2001
, ye145@mail.ru