engl    cp1251    koi8   cp866   B&W PHOTO

СНОВА О " НЕНАУЧНОСТИ " ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

или

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ФОТОГРАФИИ

(C) Copyright  Игорь Иващеко 1989 -2000


1. Почему "еаучость" и почему "сова".
2. Перспектива в живописи и фотографии.
3. Поиск Обратой Перспективы в оптике.
4. Обрата Перспектива в оптике и ее практическая реализация.
5. Техические трудости примееия Обратой Перспективы.
6.    Заключеие.
7.    Ссылки



 

1. Почему "еаучость" и почему "сова" .

    "Неаучость" потому, что обратая перспектива и аксоометрия так же
ауча как и лиейа с тех самых пор как советский академик Б.В. Раушебах
разработал общую теорию перспективы .

    До этого едиствео аучой считалась только лиейая перспектива ╛ такой вид изображеия простраства а плоскости при котором более удалеый предмет при отображеии а плоскость имеет меьшие размеры чем такой же в реальости, о более близкий. Параллельые лиии в этой системе сходяться в точке а горизоте. Теория лиейой перспективы была разработаа еще в эпоху Возрождеия, осовывалась а простых закоах оптики и превосходо подтверждалась практикой. Отображеие простраства а плоскость сачала простой камерой обскурой с простым отверстием (стеопом), а затем и с лизой полостью подчиео закоам лиейой перспективы.

Построеие изображеий в этих системах хорошо известо из школього курса физики и приводиться а рис. 1 и 2. для тех кому леь смотреть в учебик.

Рис. 1

  Построеие изображеия в стеопе
 
 

Рис. 2

Построеие изображеия в собирательой лизе
 
 

    Так как глаз человека таже камера обскура с простейшим одолизовым
обьективом - хрусталиком, то зачит лиейая перспектива едиствео правильая и а этом можо было успокоиться и долгие века учить художиков только лиейой перспективе .

    Успокоились почти а половиу тысячелетия, до полетов в космос и стыковок а орбите ...

    Б.В. Раушебах исходил из того что изображеие а сетчатке далеко е коечый результат. Глаз только датчик . Настоящее изображеие создается мозгом путем преобразоваия даых получеых от двух глаз. Раушебах составил дифферециальые уравеия мозга и пришел к весьма итересому результату .
    А имео :
        Любая перспектива ауча, так как имеет строгое математическое описаие, то есть математически равоцеа.
    Вот и все . Можо успокоиться сова. Только ода беда есть. Получается,
что Обрата Перспектива как комплексые числа существует только в математике и воображеии и ее ельз зафиксировать обьективо без преобразоваие мозгом.


2.Обрата Перспектива в Живописи и Фотографии

    Итак художики имеют громадое преимущество перед фотохудожиками. Ои могут выбирать вид перспективы, а фотохудожики ет . Художик, в зависимости от поставлеой задачи, может изображать простраство в любой перспективе : параллельой (аксоометрии) как в атичости, обратой как во времеа средевековь или лиейой. Фотографам остаеться только лиейая перспектива а веки веков. Можо только меять коэффициет лиейости, измеяя фокусое расстояие обьектива . Но перспектива все раво будет лиейая.
    Это веча проблема. В любом портрете ос человека больше отосительо восприимаемых ами пропорций ╛ о ближе к обьективу. Используя телеобьектив (так азываемый портретый ) с большим фокусым расстояием, фотограф может умеьшить эти искажеия, о е устраить их. На портретах сидящих людей их колеи сравимы по размеру с головой. У лежащих вдоль обьектов, обажеой атуры апример, искажеия еще более заметы и практически трудо умеьшаемы.
    При рассматриваии таких симков мозг долже делать обратые преобразоваия: ╗Почему такие есоразмеро большие оги ??? Ах да ои ближе, а самом деле ои меьше. На фотографии всегда так╝. Естествеость восприятия при этом арушается, аоборот возикает еестествеость. Ну а о том, чтобы сять симок в стиле древерусской живописи или древей аксоометрии и речи быть е может. Все киги о композиции в фотографии построеы только а лиейой перспективе. Если кто-то из фотографов и пытался уйти от ее , то только путем фотомотажа.
    Вот как печальо. Бескоечый спор о полоцеости фотографии как искусства реше в пользу живописи. Но как смириться с этой ущербостью Его Величества Фотографии?


3. ПОИСК ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОПТИКЕ
    В 80х ,как и могие другие, я активо заимался фотографией. Не было тогда мыльиц и фирмеых миилабораторий и процесс этот был творческим , а е мехаической фиксацией как сейчас. Фотография была искусством масс, средством реализации потребости в творчестве миллиоов ї  Оставим этот есовремеый бред.
    В те же годы в журале ╗Наука и Жизь╝ выходили статьи о аучости Обратой Перспективы и Аксоометрии. Было мого других публикаций о средевекой древерусской живописи , где ОП была осовой . Вывод был оди ОП правильая перспектива, ее примееие соответсвовало задачам художика. Цетр мира при этой проекции помещался вутрь художика и зрителя и параллельые лиии сходились е саружи где то , а вутри созерцателя. Из двух одиаковых предметов большим при изображеии простраства а плоскости в этой системе будет тот, что дальше.
    Но если така же задача стоит перед художиком-фотографом, то остаеться призать поражеие Фотографии и победу Живописи . Верее раьше оставалось, теперь уже ет.

    Одажды шла передача по телевизору из студии и я заметил, что голова человека сидящего во втором ряду есколько больше, чем голова человека из первого ряда. Это е была просто Большая голова. Камера перемещалась и каждая голова второго ряда была есколько больше чем голова человека из первого ряда. Что это ? Галюциация вызваая авязчивой идеей . Нет ! Длительые аблюдеи показали ╛ такой эффект редко, о повторяется. Зачит Обратая Перспектива е только результат работы мозга и е математическая абстракция. Оа есть в реальости, возикает иогда в екоторых моделях телевизиоой оптики.
    Осталось айти ее математическое описаие и использовать а практике. Найти? Как ? И тут вторая ╗случайость╝ - случайо ашел плоскую коллективую лизу для телевизора. Это такой прямоугольый кусок пластмассы с аесеыми а его коцетрическими бороздками специальой формы. Свет проходит через его как через обычую лизу. Отличие ╛ большой диаметр при малой массе. Примеялась при просмотре передач а старых телевизорах зрительо увеличива изображеие.
    Экспериметиру с коллективой лизой и пытаясь использовать ее при фотосьемке обаружил возиковеие эффекта Обратой Перспективе. Зачит ее можо реализовать в простой двухлизовой схеме. Дальше все просто ╛ см. рисуок N3 .


4. Получеие ОБРАТНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ  в оптике и ее практическая реализация.
    На рисуке N3 приведео построеие изображеий двух обьектов длиой АВ. В результате изображеие более дальего обьекта имеет больший размер. Построеие проведео с помощью обычых закоов оптики. Полостью подтверждео практикой. Как только айду скаер представлю фотографию а которой перспектива е лиейая, а обратая.
 
 

Рис N3

Получеие обратой перспективы

    Описаие построеи е привожу так как оо предельо просто и любой школьик может его выполить самостоятельо. Почему е сделали этого раьше ╛ потому же, что закоы лиейой перспективы разработали только в эпоху Возрождеия хотя казалось бы ои пояты и ребеку. А впрочем езаю и а всякий случай сообщаю , что даое построеие было выполео мой в 1989 году и в том же году мой получеа фотографи перспектива а которой Обрата ( см. Foto 1 ). Параллельые лиии киги и размеры одиаковых коробочек от фотоплеки подтверждают все вышесказаое.

    Из приведеой а рисуке N3 схемы следует, что для получеия Обратой Перспективы еобходимо выполеие следующих условий.

    A1O1 < ( O1O * F1 ) / ( O1O - F1 ) и
    OO1 - F1 < Fo   ,

    где  A1O1 - расстояие от обьекта до коллективой лизы
         O1O  - расстояие от коллективой лизы до обьекта
         F1   - фокусое расстояие коллективой
         Fo   - фокусое расстояие обьекты
   Дл получеи Обратой Перспективы а стаартой аппаратуре вводиться дополительое ограичеие

    A1O1 < F1 .

    Формулы дл расчета астройки обьектива шкальых и дальомерых аппаратов могу выслать по email.

    Так же просто реализуется и параллельая перспектива (аксоометрия) ╛ такая перспектива при которой параллельые лиии остаются параллельыми и два одиаковых предмета изображаются одиаково езависимо от удалеия от аблюдателя. Построеие а рис. 4 .

Рис. 4

Получеие параллельой перспективы

    Вот и все. Обратая Перспектива, а также Аксоометрия е только ауча, о и реальа. И средевековые художики были правы . При изображеии ои е просто смотрели а обьекты, а как бы рассматривали его через огромую лизу, изучали его, представляя зрителю результат исследоваия. . Вот почему их картиы обладают такой глубиой, близостью и откровеием одовремео. В их присутствует дух творца смотрящего а свой мир и зритель при этом смотрит его глазами а какой то миг стаовясь сам творцом. Этот мир уикале о ограиче ╛ ограиче Бескоечостью ! Обратая перспектива е может изобразить Бескоечость . Параллельые лиии в этой системе расходяться. Удаляясь от предмета мы уже е можем охватить его целиком , только часть, затем только структуру его поверхости, затем только частичку той материи из которой эта поверхость сделаа и т.д. Оставим эту тему для искусствоведов и философов ( см П.А.Флореский У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ).

    Главое, что лиза эта должа была быть больше чем рассматриваемые обьекты и ее фокусое расстояие должо было быть больше чем до граицы отображаемого простраства. Только лизы такой большой у их е было и еобходимое преобразоваие выполялось мозгом ( в соответствии с теорией персективы Раушебаха ) и очеь похоже а преобразоваие изображеий в совремеых цифровых камерах, где изображеие создаваемое обьективом сачала оцифровывается затем преобразуетс с добавлеием спецэффектов ( цифровое зуммироваие, цифровая стабилизация, соляризация и т.д.) и только затем записывается а оситель или печатается.

Foto 1


5. Техические трудости при использоваии ОП.


5.1    Глава трудость, как уже говорилось, размеры коллективой лизы и ее фокусое расстояие. Обычая плоская лиза обладает малой массой, о дает евсегда достаточую четкость, а также радиальые блики от светящихся и блестящих преметов . Стекляая лиза таких размеров обладает большой массой и дает большие искажеия. С развитием голографии возможо попытаться использовать вместо астоящих лиз их голографические изображеия.

5.2    Фокусое расстояие коллективой лизы должо быть больше расстояия до граицы отображаемого простраства, о и расстояие от коллективой лизы до обьектива должо быть больше чем ее фокусое расстояие.

5.3    Попадаие света между коллективой лизой и обьективом приводит к резкому сижеию котрастости.

5.4    В стадартой фотоаппаратуре расстояие от обьектива до фотоплеки е меьше фокусого расстояия обьектива. В результате для ОП можо использовать только езачительый отрезок. На рис. 3 о изображе закрашеой областью.

5.5    Дл достижеи  резкости разоудалеых предметов еобходимо очеь сильо диафрагмировать обьектив.


6. Заключеие.
    Обрата перспектива существует е только в математике и е только как результат работы мозга, о и в оптике и может использоваться практически в фотографии, кио, телевидеии и т.д.
    Все. Пишите письма.  Игорь Иващеко .    ye145@mail.ru

Foto 2

Foto 3

Foto 4



 Гостева кига


7. Links
П.А.Флореский  У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Раушебах Б.В. ПРИСТРАСТИЕ  Как мы видим сегодя, Гармоия и алгебра
Копейки Кирилл, свящ. Кватовый лик мира
Икоа и иоки
Пасхальые размышлеия РАСПЯТЫЙ БОГ

(C) Copyright  Игорь Иващеко ,  Одесса  1989 - 2001 ,     ye145@mail.ru
 
 



Hosted by uCoz